Этот небольшой японский складной нож является одним из старейших, притом не только изделием, но и товарным знаком. Его производство, почти не изменилась с момента его создания, к тому же он по прежнему остается одним из самых дешевых на этом рынке.
Нож higonokami родился в 1896 году в эпоху Мэйдзи в Японии. История гласит, что человек по имени Tasaburo Shigematsu привез простой складной нож из провинции Кюсю и попросил другого кузнеца по имени Teji Мураками из Хирата в провинции Мики наладить производство данных изделий. Но в начале этот нож не был таким уникальным. История говорит, что именно Мураками, первому пришла в голову идея добавить рычаг к лезвию (который помогал в открытии ножа и способствовал его блокировке в открытом состоянии), что и придало клинку функциональность и неповторимый вид, который до сих пор сохраняется во всех без исключения изделиях. Некоторые источники упоминают о втором кузнеце, которым был Shigeji Nagao. Запомните это имя, дальше мы вернемся к нему.
История Higonokami переплетается с непростой, и отчасти, трагичной историей Японии в течение двух последних столетий. В середине XIX века в Японии начали происходить огромные изменения. Империя Восходящего Солнца была вынуждена открыть свои границы для остального мира. Выбор был невелик, либо направить страну развиваться от феодального общества к современному индустриальному государству, либо оказаться колонизированными под натиском «черной флотилии» командора Перри.
В 1877 году произошла последняя битва, битва двух устоев, двух эпох. Мятежные самураи сошлись с современной армией императора (фильм «Последний самурай»). Потерпев поражение, самураи были постепенно лишены привилегий, и потеряли право носить мечи в общественных местах.
Это непосредственно сказалось на кузнецах, многие из которых потеряли своих основных клиентов и им пришлось искать другие способы доходов, одним из которых стало производство ножей. Многие из них поселились в округе Мики, в регионе с большим количеством рек и железосодержащего песка, исторической родиной higonokami.
"Хиго но Ками" на японском означает "Господин Higo". Higo- это старое название провинции Кюсю, родина Хигоноками, но "Higo но Ками" также являлось титулом господствующего самурая, которым в эти времена был Matsudaira Каtamori (фото), к слову сказать, он стал и самым последним. В 1899 году гильдией ножовщиков в Мики был изготовлен первый нож и уже в 1907 году название "Higonokami" стало торговой маркой. А это значило, что только члены этой гильдии могут изготавливать этот нож. Здесь и берет свое начало история успеха Higonakami. Он очень быстро стал самым популярным ножом среди огромного круга потребителей, среди школьников даже организовывались конкурсы на скоростное затачивание карандашей этими ножами. Помимо простоты конструкции, нож обладал еще рядом выдающиеся качеств, он был недорогим и легким, а обладая клинком из углеродистой стали, зачастую из 3х слойного пакета sanmai, прекрасно точился и имел исключительно хорошие режущие качества.
В определенный период, производством этих ножей занималось более 50 производителей, нож пережил и отсутствия сырья во время второй мировой войны и последующую американскую оккупацию, когда американцы объявили вне закона изготовление любого холодного оружия .
Смертельный удар в истории higonokami произошел в 1960 году, когда 17 летний психически больной юноша на публике ножом убил главу Социалистической партии. Беспрецедентная и почти истерическая кампания «анти нож» прокатилась через всю страну, было принято ряд законов касающихся ограничений в отношении ножей, и введен полный запрет на ношение ножей в учебных заведениях. К сожалению higonokami здесь не стал исключением и данные меры привели к тому, что Higonokami почти исчезли. Но несмотря на то, что на сегодняшний день, нож во многом потерял свою популярность, своей новой жизнью хигоноками обязан людям, которые с детства пронесли свою любовь к этому простому и надежному спутнику, символу эпохи, который в полной мере подтверждает японское выражение – «красота в простоте».
Так как же быть с названием "higonokami"? Учитывая, что это торговая марка, то значит, этим именем может быть названа только продукция гильдии мастеров из провинции Микки. (Равно как Шампанским, только вино из провинции Шампань). Абсолютно верно, но на сегодняшний момент, к сожалению, остался только один такой производитель, все остальные по разным причинам приостановили выпуск данной продукции. Сделаны они Motosuke Nagao, хранителем традиций 4х поколений кузнецов и ведущих свое начало от того самого Shigeji Nagao, о котором мы упоминали в начале истории.
Сегодня Motosuke Nagao довольно преклонного возраста и не имеет приемников. Торговая марка может исчезнуть вместе с ним. Его основная и самая известная модель называется " Sasa Brass " и существует в трех формах: малой, средней и большой. Это архетип ножа higonokami - ручка его сделана из сложенной в двое латунной пластины, обязательно присутствие штампа кандзи с указанием имени производителя, клинок в своем большинстве из sanmai с центральным слоем из Аогами (голубой бумаги). Неотъемлемый chikiri (рычаг) на лезвие, выполняет роль, как системы фиксации, так и для облегчения открывания ножа.